Функции прокуратуры

Основные функции и задачи прокуратуры

Функции прокуратуры

Прокуратура, функции и задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы.

Органами прокуратуры решаются задачи, направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества.

Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов.

Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление.

В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах.

Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, Указам президента. В задачи прокуратуры входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие задачи прокуратуры:

  1. Обеспечение соблюдения предписаний законодательства об объективном, всестороннем, полном, своевременном разбирательстве во всех инстанциях.
  2. Квалифицированное поддержание государственного обвинения.
  3. Содействие суду в принятии обоснованного, законного, справедливого решения по каждому делу.
  4. Внесение представлений по приговорам в апелляционную, надзорную, кассационную инстанцию.

Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в задачи прокуратуры входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В задачи прокуратуры при разбирательстве экономических споров входит:

  1. Участие в производствах по первой инстанции. В законодательстве установлены случаи, когда привлечение должностных лиц обязательно. В рамках арбитражных производств прокуроры обеспечивают укрепление законности, предупреждение нарушений в экономической сфере, защиту общественных и государственных интересов.
  2. Составление и предъявление в суды заявлений, исков для устранения и пресечения неправомерных действий в экономической сфере.
  3. Своевременное оспаривание в апелляционных и кассационных инстанциях определений, решений, постановлений по арбитражным производствам, возбужденным по обращениям прокуроров, и делам, в которых они участвовали в первой инстанции.

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения.

Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями.

Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе.

Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями.

Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор.

Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность.

Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством.

Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими.

Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур.

Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов.

Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд.

При этом установлен определенный порядок подачи заявлений в прокуратуру. Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение.

В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.

Источник: http://fb.ru/article/295938/osnovnyie-funktsii-i-zadachi-prokuraturyi

Функции прокуратуры

Функции прокуратуры

В  статье 1 основного на сегодняшний день закона для прокуратуры, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), в п. 2 определено, что целями прокуратуры является деятельность по: 

  • обеспечению верховенства закона, 
  • обеспечению единства и укреплению законности;
  • обеспечению защиты прав и свободы человека и гражданина, 
  • обеспечения защиты охраняемых прокуратурой и законодательно  интересов со стороны общества и государства.

Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.

Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.

Прокурорский надзор

Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.

Прокурорский надзор, который направлен на исполнение законов в процессе расследования преступлений на сегодняшний день  — основная функция прокуратуры в  досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, по той причине, что  уголовное преследование и другие дополнительные функции прокуратуры должны быть реализованы через надзорную функцию, и способствовать достижению цели уголовного судопроизводства только при соблюдении условия их законности.

Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации,  руководители, должностные лица и собственники.

Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.

Уголовное преследование

В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.

На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части: 

  • досудебная часть расследования и уголовного преследования;
  • уголовное преследование непосредственно в суде. 

Необходимо учитывать, что первая часть уголовного преследования должна быть осуществлена в форме расследования преступления, а вторая  — в форме поддержания в суде государственного обвинения.

В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.

Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве. 

Пример

Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с  преступностью

По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на  совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства. 

Поддержание государственного обвинения – отдельная функция  прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

Субъектами, которые имеют  исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

  • прокурор;
  • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований  действующего законодательства РФ.

Административное преследование

Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

Пример

Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др.

, обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.

), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/funktsii-prokuratury/

Конституционные основы прокуратуры РФ. Функции и полномочия прокуратуры

Функции прокуратуры

Прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы.

Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов.

Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории РФ законами.

Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора.

Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов.

В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные проку­ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга­нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе­тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания РФ по представлению Президента РФ.

В отсутствие Гене­рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести­тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот­ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже­годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ­ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова­нию с органами государственной власти субъектов РФ.

Прокуро­ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку­рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под­чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк­турного подразделения военная прокуратура, возглавляе­мая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsionnie-osnovi-prokuraturi-rf-funktsii-i-polnomochiya-prokuraturi

Функции прокуратуры рф кратко

Функции прокуратуры

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в сфере данного надзора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим.

Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным.

Основные функции и задачи прокуратуры

Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ.

На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ.

9.4. функции прокуратуры

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки.

Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование.

Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений, признанных им не соответствующими закону.

Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону. Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования.

Они носят информационно-правовой характер.

Функции прокуратуры российской федерации

Гражданское судопроизводство В рамках рассмотрения споров в задачи прокуратуры входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан.

Статья 1. прокуратура российской федерации 

РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права); 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.); 5) надзор за исполнением законов судебными приставами.

Функции прокуратуры рф

Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции. Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций).

Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой.
В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Функции Генеральной прокуратуры В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

Важно

Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных зако­нах, международных договорах Российской Федерации.

В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. 129, помещенная в гл.

7 «Судебная власть». В ней закреплено, что прокуратура РФ со­ставляет единую централизованную систему с подчинением нижесто­ящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Помимо ст. 129, в Конституции РФ содержится ряд статей, имею­щих значение для характеристики правового статуса прокуратуры: ст. 71 (п. «о»), согласно которой вопросы прокуратуры отнесены к предмету ведения Российской Федерации, ст. 83 (п. «е») и ст. 102 (п. «з» ч.

Функции прокуратуры рф реферат

Как орган, призванный обеспечить единство и ук­репление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) свое­временное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нару­шений закона.

К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести: · функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; · функцию уголовного преследования; · функцию координации деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью; · функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами; · функцию участия в правотворческой деятельности; · функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.

Источник: http://11-2.ru/funktsii-prokuratury-rf-kratko/

Функция прокуратуры: это какой орган власти, основные направления деятельности

Функции прокуратуры

Часто в своей жизни мы слышим понятие «прокуратура», но мало кто действительно знает, что такое прокуратура и ее основные функции.

Прокуратура —  это целостная система что является федеральным органом, которые осуществляют контроль над выполнением общих законов Конституции РФ на всей территории от лица России.

Регулируется такой орган законом «О прокуратуре Российской Федерации», где прописаны все полномочья сотрудников их регламент, и структура организации.

Такой вид органов является самостоятельным и не относится ни к одной из отраслей власти, не подчиняется им и согласовывает свои действия.

Немного о истории, прокуратура — это какой орган власти, который начал образоваться еще в Древнем Риме, стоит заметить, что структуру, которую использовали в Риме до сих пор используется.

Существовало две стороны во время разрешения спора: обвинения и защите. Обвинение как правило рассматривали спор с разных сторон, требуя справедливого наказания.

Несмотря на это в среднее века в Европе, а также на Руси стороны обвинения не было, однако существовали такие правовые инстанции как народный суд, «божий суд».

Впервые такую должность было введено при Петре Первом. В таком виде, котором мы видим современную прокуратуру она была сформирована еще в годы Советского Союза.

Здание генеральной прокуратуры

Дополнительная информация! Органы прокуратуры относится к организациям со статусом «военизированные», им в соответствии с законодательством разрешено приобретать и хранить какое-либо оружие.

Если говорить о структуре, то орган представляет собой многоуровневую организацию, которая действует «одним целым», краткий список:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Научные и учебные институты и университеты;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации;
  • Территориальные прокуратуры;
  • Военное подразделение;
  • Прокуратуры узкой специализации (транспортные, охранные);
  • Организации по редакции печатных изданий.

Генеральную прокуратуру возглавляет главный прокурор, который был выбран специальной комиссией, в чьи полномочия входит смена глав комитетов, повышение квалификации и прекращение действий органов, установление их статуса, а также их компетенции.

На заметку. Срок, который выбранная кандидатура занимает пост прокурора, составляет пять лет. Его правой рукой является первый и иные заместители, помощники.

Также в структуру входят советники. В зависимости, от задач, которые требуют выполнения, состав может меняться, но есть определенные должности, которые остаются неизменными.

В их прямые обязанности входит курирование, контроль и руководство деятельностью иных нижестоящих прокуратур.

Они выносят приказы, указания, распоряжения исполнение которых обязательно для всех сотрудников их организации и должны регламентироваться.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно — консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно — консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

В его полномочьях в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом. Каждое подразделение так же имеет свою не менее сложную структуру, но каждая из них выполнят четко определенные задачи.

Для обозначения целей и задач, стоит заглянуть в первую статью законодательства о данном органе. В этом документе они обозначены: наблюдать за выполнением Конституции РФ, защита прав и свобод граждан, защита интересов общества. Приоритетными целями поставлены первые две из выше перечисленных.

Достигаются цели в основном надзорная и другая детальность. Цели выполняются средством достижения поставленных задач, которые так же сформулированы в Конституции и других нормативных документах. Основная задача, которая поставлена: это контроль за соблюдение прав и свобод гражданина.

Под принципами подразумевается основные правила, в соответствии с которым действуют все сотрудники органов. Их главный принцип- принцип законности, то есть каждый сотрудник организации должен четко знать и следовать прописанным законам. Соблюдать такой принцип особенно важно прокурором при выполнении мер по отношению к лицу, нарушившему закон.

Далее к основным принципам относят так же принцип централизации в основе которого представленная строгая подчинённость между сотрудниками; принцип единства определяет, что это единый комплексный орган, который действует как одно целое и не противоречат друг другу между структурами; принцип централизации означает что нижестоящие структуры подвластны вышестоящим; принцип независимости гласит о том, что прокуратура и ее сотрудники осуществляют свою деятельность и полномочья не зависимо от других органов и субъектов РФ; принцип гласности определяет что всю информацию о выполненной или запланированной на выполнение работа является общедоступной; принцип публичности обязывает всех сотрудников прокуратуры не зависимо от обстоятельств выполнять свои обязательства.

Внешний вид сотрудников органа

Согласно законодательству, в обязательства данного органа входит: рассмотрение каких-либо обращений или жалоб касательно нарушений прав гражданина. Все обращения в данную инстанцию должны подаваться строго в письменном виде, и рассматривается в прописанном в законе сроках. Сообщают о результатах так же в письменном виде, где четко прописано порядок их защиты и какие будут приняты меры.

Так же одно из обязательств – предотвращение и пресечение в будущем действий, противоречащих Конституции РФ. Осуществление надзора над деятельностью городских и территориальных нижестоящих прокуратур и координирование их действий, проведение инспекций правовых актов, так же входит в их прямые обязанности.

Основные направления деятельности прокуратуры

В основном вся деятельность прокуратуры связана с надзором за исполнением тех или иных правовых актов. Организация осуществляет прокурорский надзор над:

  • надзор за исполнением законов, всеми государственными и другими учреждениями, связанными с исполнением, созданием и принятием мер за нарушение законодательства.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и лиц, работающих в организациях, указанных выше;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;

К другим направлением деятельности прокурора относят: регламентирование действий правоохранительных органов, помощь в делах особо тяжки преступлениях, участие в судебных делах (в том числе международных), обжалование приказов и постановлений, противоречащих закону, предотвращение коррупции и так далее.

Обратите внимание! Деятельность которая осуществляется от имени России Главным прокурором и его подчинёнными, направленная на контроль за соблюдением законодательства называется прокурорским надзором.

Полномочья прокурора-  это все те права и обязанности, которые выполняет прокурор для выполнения его функций и задач.

Для максимально эффективной деятельности и достижение результата в ближайший срок на главного прокурора и его сотрудников положена функция координационной деятельности, которую проводит органы, которые состоят в их подчинении (к примеру исполнительный комитет).

Такое курирование в основном проводится в таких направлениях: анализ состояния, структуры и статистики проведенной работы; прогнозирование тенденций; разработка нововведений в процедуру предотвращения нарушений; подготовка и распространение информации; усовершенствование практики.

Меры прокурорского реагирования по закону о прокуратуре РФ

Формы реагирования прокуратуры РФ, которые может применить прокурор: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Если лицо уполномоченным выдавать законы, был издан акт, который противоречит уже имеющимся, в таком случае прокурор имеет право предъявить протест.

  Такой документ обязателен к рассмотрению в течении 10 суток с того момента как его издали.

Представление об устранении нарушений закона, выносится и бесспорно подлежит рассмотрению, главным отличием между этим видом меры и протестом является, что в данном случае представление об устранении выносится относительно уже совершенных действий. По истечению 1 месяца должны быть приняты уже конкретные действия для устранения недостатков принятого документа.

Так же может быть проведена проверка в ходе которой были выявлены признаки нарушения в деятельности, в таком случае выносится постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Исходя из характеристики преступления выносит постановление о возбуждении дела и заносит все подробности в ведомство. О вынесенных результатах сообщается в письменном виде.

Во избежание в будущем правонарушения, уполномоченный прокурор может вынести письменное предупреждение должностным лицам.

Важно! В случае невыполнения требований, в результате которого наступили негативные последствие, ответственное лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Функции прокуратуры в уголовной деятельности

Ответ на запрос прокуратуры о предоставлении информации — образец

Как уже было сказано выше в обязанности прокуратуры входит проведение, контроль за проведением процессов в суде.

Образно здесь функции прокуратуры Российской Федерации можно разделить на две отрасли.

Первая —  контроль за возбуждением и расследованием уголовного процесса, ко второй относят участие в проведении судебного расследования, и надзор за принятием решения инстанции которая стоит ниже.

Собрание и принятие актов

Какими делами занимается прокуратура

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений — образец

В законодательном органе представители инстанции занимаются информированием о проделанной деятельности в их сфере, зачитывание законодательных актов Российской Федерации, разбор основных проблем. Так же в их компетенцию входит активное участие в проектах, подготовка документов для принятия актов.

В судебных органах они имеют права подавать апелляции, проводить оценку совершенному противодействию, опровергать и протестовать против вынесенному приговору, подавать заявления в Конституционный суд.

В исполнительной власти они проводят заседания и сборы, регулировать деятельность, анализировать и регламентировать преступность в той или иной местности, нахождения и ликвидация их оснований и причин.

Согласно статье 40 пункту 2 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры», работники прокуратуры не могу состоять в организациях с политическими целями; заниматься другой деятельностью в одно и то же время с этой работой, исключением является творческая, научная и преподавательская; получать вознаграждение не предусмотренным статьями в законодательстве; покидать пределы страны под предлогом командировки за средства, полученные от юридических или физических лиц, за исключением служебных командировок; разглашать секретную информацию третьим лицам.

Многих интересует вопрос: «кому подчиняется прокуратура», «кто контролирует прокуратуру», ответ на эти два вопроса один в России всех контролирует и все подчиняются закону.

Юридическое высшее образование

Для тех, кто хочет в будущем работать в этой сфере деятельности важен вопрос о обучении. Прокурор — это человек с высшим юридическим образованием.

В независимости от отрасли в которой есть желание работать. В таком случае можно заканчивать такие специальности как: национальная безопасность, правоохранительные службы.

Образование можно получить в любом ВУЗе, где можно получить юридические знания.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/funkcii-prokuratury.html

Слово закона
Добавить комментарий