Оливер Бирман, 20-летний новичок команды Haas, сдерживал слезы радости после того, как занял четвертое место на Гран-при Мексики, повторив лучший результат своей команды за девять лет в Формуле-1. Этот трогательный момент в зоне для прессы он разделил со своей празднующей семьей.
«Это по-настоящему особенное чувство», — поделился Бирман с голландским телеканалом ViaPlay, заметно растрогавшись, когда ему напомнили о поддержке семьи.
В начале хаотичной гонки на автодроме имени братьев Родригес Бирман, казалось, был на пути к подиуму, продемонстрировав на шестом круге по-настоящему запоминающееся выступление, ставшее знаковым для всех фанатов Формулы-1.
На шестом круге, когда Льюис Хэмилтон (которого Бирман, возможно, однажды заменит в Ferrari) и Макс Ферстаппен ошиблись на поворотах 4 и 5, скомпрометировав позицию Кими Антонелли из Mercedes, Бирман, находившийся на шестой позиции позади лидеров, не упустил свой шанс и решительно бросился в атаку по внутренней траектории.
Это привело его к борьбе колесо в колесо с Максом Ферстаппеном, четырехкратным чемпионом мира и претендентом на титул в этом году, которого Бирман считает одним из величайших пилотов Ф1.
Бирман позже шутливо признался, что очень нервничал во время этой напряженной борьбы с Ферстаппеном.
В невероятной дуэли Бирман на Haas неожиданно одержал верх над Ферстаппеном на Red Bull, проявив выдержку, несмотря на рискованный занос. Он поднялся на четвертое, а затем и на третье место после штрафа Хэмилтона, упустив подиум лишь из-за альтернативной стратегии Ферстаппена.
Тем не менее, выступление Бирмана было выдающимся. Как и другие новички в этом сезоне, он демонстрировал уверенность среди лидеров. Хотя были и обычные для дебютанта трудности, его лучшие моменты были поистине исключительными.
Он выразил восторг от эффективной борьбы с пилотами, за которыми он следил с детства, признав, что давление было огромным. Бирман надеется, что подобный опыт соперничества с ведущими командами станет для него обычным делом, а не разовым событием.
Никто, кто наблюдал за этим годом, не усомнится в этом. Нынешний класс новичков — Бирман, Антонелли, Хаджар и Бортолето — все превзошли ожидания, несмотря на их индивидуальные взлеты и падения.
Ferrari, неизменно внимательно следящая за развитием Бирмана, видит в нем ключевую фигуру своего будущего, особенно в условиях нынешней неопределенности для команды. Его запоминающийся дебют в Формуле-1 за Ferrari в прошлом году, когда он заменил Карлоса Сайнса, уже произвел сильное впечатление на руководителя команды Фредерика Вассера.
Вассер отметил, что даже рассчитывал на подиум для Бирмана. Он высоко оценил стабильные сильные выступления новичка на протяжении всего сезона, подчеркнув его безупречное выполнение задач на Гран-при Мексики как доказательство его потенциала.
Выступление Бирмана стало желанным поводом для оптимизма фанатов Ferrari в этом разочаровывающем году. Несмотря на то, что в прошлом году команда почти выиграла Кубок конструкторов и привлекла Льюиса Хэмилтона, 2025 год, вопреки высоким ожиданиям, не принес легендарной команде ожидаемого возрождения.
Ferrari, команда, склонная к недооценке своего потенциала, сталкивается с третьим сезоном без побед за десять лет и первым с 2021 года, что приводит к очевидному внутреннему давлению.
Председатель Ferrari Джон Элканн публично поддержал Фредерика Вассера, архитектора сделки с Хэмилтоном, несмотря на растущее давление. Продление контракта Вассера в июле не успокоило слухи, включая необоснованные связи с Кристианом Хорнером, что подчеркивает огромное давление на команду, стремящуюся вернуть былую славу эпохи Шумахера.
Эта атмосфера неопределенности распространяется и за пределы Вассера.
Помимо трудностей Хэмилтона в оправдании высоких ожиданий, активно обсуждается будущее Шарля Леклера. Итальянские СМИ предполагают, что Леклер и его агент рассматривают другие варианты после истечения контракта в 2026 году, причем конкурентоспособность Ferrari по новым правилам станет решающим фактором.
Леклер, широко признанный как лучший квалификатор Формулы-1, но так и не получивший автомобиль чемпионского уровня, будет крайне востребован, если решит покинуть Ferrari. Его уход, особенно для пилота, которого называли «Il Predestinato» («Предначертанный») и который посвятил себя «Гарцующему жеребцу», стал бы воплощением продолжающихся трудностей Ferrari в выполнении своих чемпионских обещаний.
Что касается Хэмилтона, то, несмотря на слухи в паддоке о том, что его контракт не будет продлен после 2026 года, очевидно, что в этом году ему не удалось полностью наладить взаимодействие с Ferrari, даже если его темп относительно Леклера не так плох, как утверждают критики.
Хэмилтон присоединился к Ferrari с расчетом на конкурентоспособность в 2026 году, и этот сезон только усилил это внимание. В следующем году обе стороны возлагают большие надежды: Хэмилтон ожидает лучшего автомобиля и более слаженной работы команды, в то время как Ferrari рассчитывает, что ее звездный пилот полностью оправдает свою репутацию.
Независимо от будущего болида Ferrari и состава пилотов в 2026 году, Гран-при Мексики подчеркнул силу их молодежного резерва. Еще до Монцы Бирмана уже спрашивали о возможном переходе в Ferrari.
Бирман подтвердил свое давнее желание выступать за Ferrari, отметив, что прошлогодний дебют только усилил эту мотивацию. Тем не менее, он признал необходимость сначала продемонстрировать стабильно сильные выступления с Haas, чтобы доказать свою готовность к команде высшего эшелона.
Его четвертое место в Мехико убедительно показало, что он — пилот, весьма способный и уверенно чувствующий себя в лидирующей группе.
Год новичка
Было бы несправедливо писать о выдающемся дебютном сезоне Бирмана, не упомянув других талантливых молодых гонщиков.
Выбрать «Новичка года» будет непросто, поскольку на это звание претендуют четыре сильных кандидата. Выступление Бирмана в Мексике было особенно впечатляющим, учитывая скромные ресурсы Haas, и отражает его постоянное улучшение.
Подиум Исака Хаджара в Зандворте был впечатляющим, ознаменовав значительный прогресс после его аварии на прогревочном круге в Австралии. Его сильные выступления даже заставили некоторых задуматься, чего мог бы достичь Ферстаппен, если бы он провел часть года в Racing Bulls. Хаджар теперь считается сильным кандидатом на роль напарника Ферстаппена в Red Bull в следующем сезоне.
Габриэль Бортолето, несмотря на то, что у него не было болида, способного показывать сенсационные результаты, демонстрировал стабильный рост как новичок, а его шестое место в Венгрии ярко подчеркнуло его несомненный талант.
Сезон Кими Антонелли, как и предсказывал Тото Вольфф, стал американскими горками давления. После спада в середине сезона, подросток из Mercedes мощно восстановился, набрав очки в пяти из последних семи гонок, включая шестое место, опередив Джорджа Рассела. Это возрождение принесло ему подтвержденное место в Mercedes рядом с Расселом на 2026 год, что подтвердило их смелую стратегию.
Лиам Лоусон, несмотря на предыдущие выступления, фактически завершает свой первый полноценный сезон новичка. После сложного двухэтапного выступления в Red Bull он поразительно восстановил свою карьеру в Racing Bulls, демонстрируя стойкость, которая сломила бы менее сильных пилотов.
Red Bull и Racing Bulls сталкиваются с дилеммой относительно Лоусона и Юки Цуноды, оба из которых оказались в тени Ферстаппена. Источники указывают, что Лоусон, вероятно, будет сохранен вместе с юниором Формулы-2 Арвидом Линдбладом, что указывает на возможное отстранение Цуноды и подчеркивает стремительные изменения поколений в Формуле-1.
Этот поколенческий сдвиг поразителен. Ландо Норрис, участник последнего выдающегося класса новичков 2019 года вместе с Расселом и Албоном, теперь лидирует в чемпионате, опережая своего напарника Оскара Пиастри. «Класс 2025 года», подобно поколению Норриса, обещает войти в историю Формулы-1 как нечто необычайно особенное.
