БАРСЕЛОНА, Испания — В бытность руководителем команды Haas в Формуле-1, Гюнтер Штайнер был готов пойти на многое ради достижения результата. За восемь лет во главе американского коллектива он так и не смог почувствовать вкус шампанского на подиуме.
Теперь же, похоже, его ждет куда больше поводов для празднования.
В пятницу MotoGP объявила, что Штайнер возглавляет группу, которая приобрела команду Red Bull KTM Tech 3. Источник сообщил ESPN, что сделка оценивается примерно в 20 миллионов евро, и Штайнер завершит процесс поглощения и приступит к обязанностям генерального директора в конце года.
MotoGP — это двухколесный аналог Формулы-1, вершина автоспорта на мотоциклах, известная захватывающими гонками и непредсказуемой конкуренцией. Хотя Марк Маркес, arguably самый талантливый гонщик в 76-летней истории спорта, уверенно лидирует в чемпионате этого года, за последние два с небольшим сезона победы одержали одиннадцать разных гонщиков из шести разных команд на трех разных марках мотоциклов.
«Для меня это очень важно, потому что именно этого мне не хватало», — сказал Штайнер в эксклюзивном интервью ESPN. «В Формуле-1… [было так:] `Мы не можем попасть на подиум` — то есть, можно, но для этого все звезды должны сойтись. А здесь [в MotoGP] есть возможность; если мы хорошо поработаем, мы сможем это сделать. Это в наших руках, потому что стартовая решетка более смешанная, без каких-либо балансов производительности. Очевидно, нужен и гонщик, но… если он чувствует себя комфортно и уверенно, он может добиться хорошего результата. В этом и заключается разница.»
Штайнер наиболее известен своей работой в Формуле-1, где он занимал различные должности в Jaguar и Red Bull Racing с 2001 по 2008 год, прежде чем возглавить команду Haas перед ее дебютом в 2016 году. Однако его карьера в автоспорте началась в ралли в 1980-х, и его интересы охватывают широкий спектр гоночных дисциплин.
Он покинул Haas после сезона 2023 года, и внезапно у него появилось время посвятить себя всем этим интересам. Довольно быстро его привлекла MotoGP.
«Я всегда хотел побывать на гонке, но потом меня поглотили все эти дела, Формула-1, и времени уже не было», — рассказал Штайнер. «А после ухода из Haas я решил поехать в Остин, потому что… я знаю довольно много людей в MotoGP и говорил: `Мне нужно приехать, мне нужно приехать`, а потом сказал: `Я еду.`»
«Начинаешь вспоминать разные вещи, снова начинаешь следить за этим внимательнее, и вот откуда берутся мои `глупые идеи`, понимаете? Я куда-то еду, и это на самом деле довольно круто. `Давай попробуем`, понимаете? И вот откуда взялась эта идея.»
Помимо привлекательности конкурентной борьбы на трассе, итальянца, проживающего в Северной Каролине, очаровала мистика героических поступков гонщиков на трассе.
Эти мотоциклы разгоняются быстрее и достигают более высоких скоростей, чем болиды Формулы-1, а углы наклона достигают 70 градусов, при этом гонщики регулярно касаются асфальта коленями, локтями и даже плечами в поворотах. Штайнер получил непосредственное представление о том, что они испытывают каждый гоночный уик-энд, когда прокатился на двухместном демонстрационном мотоцикле MotoEX2, что усилило его уважение к риску и физическим нагрузкам, с которыми сталкиваются эти спортсмены.
«То, что эти парни делают на мотоциклах, вызов, опасность, все это… это просто очень, очень круто смотреть, по моему мнению», — сказал он. «А потом в прошлом году в Остине я сидел на заднем сиденье этого мотоцикла, и это, могу вам сказать, привлекло мое внимание.»
«Я всегда был окружен автомобилями, ездил с быстрыми пилотами на быстрых машинах — никогда не на двухместном болиде Ф1, но на всех остальных — да, это приятно и быстро, но… последний раз, когда я действительно испугался в машине, был с Колином Макреем в раллийном автомобиле, и я думаю, что это было самое близкое к тому, что я испытал, сидя на заднем сиденье одного из этих мотоциклов. Это не столько страх, сколько ощущение вызова, который там есть.»
В беседах за чашечкой капучино и кортадо с инсайдерами паддока часто звучит одна и та же мысль: «Если бы мы только смогли показать этот вид спорта людям, он стал бы хитом.» На примере рынка США число поклонников MotoGP невелико, но эти фанаты чрезвычайно вовлечены и фанатичны — даже больше, чем в традиционных центрах, таких как Испания, Италия и Юго-Восточная Азия.
Будущий руководитель команды Штайнера, Ричард Коулман, выразил это лучше всего.
«Эти парни едут бок о бок на скорости более 370 километров в час. Они — гладиаторы современности», — сказал он. «И я действительно думаю, что когда этот вид спорта доберется до новой аудитории, тогда для него станут возможны любые вершины.»
Штайнер регулярно подчеркивал свою сосредоточенность на новой команде, свою жажду результатов, свое определение того, что будет означать успех для Tech 3 в следующем году и в будущем. Однако он также признает, что обладает способностью привлекать мировую аудиторию благодаря своей звездной роли в документальном сериале Netflix о Формуле-1 «Драйв до выживания». 60-летний руководитель мгновенно стал сенсацией благодаря своей откровенной, очаровательно аутентичной и часто изобилующей нецензурной лексикой манере общения.
И для серии, которой просто нужна возможность быть увиденной, это открывает огромный потенциал.
MotoGP переживает коммерческое возрождение. В этом сезоне были побиты рекорды посещаемости семи гонок, а количество зрителей «значительно возросло» на нескольких рынках, по словам одного источника, при этом важность создания оригинального контента принимается как никогда ранее.
И все это произошло до того, как Liberty Media, владелец Формулы-1 и ключевой фактор ее взрывного роста благодаря маркетинговому опыту, завершила поглощение Dorna Sports, правообладателя коммерческих прав MotoGP, за 4,2 миллиарда евро.
Карлос Эспелета, директор по спорту Dorna Sports, говоря о потенциале Штайнера как главной звезды «Драйва до выживания», отметил: «Он понимает бизнес, он разбирается в нем. Конечно, его личность очень помогла. Думаю, некоторые могут обидеться, сказав, что он самый яркий персонаж в `Драйве до выживания` — руководители команд или гонщики могут обидеться, но я согласен. Он был огромен.»
«Вы поговорите со многими деловыми людьми из Формулы-1, и они скажут, что товары Гюнтера были распроданы. Замечательно, что он с нами. Я думаю, он действительно повлияет здесь, во-первых, на привлечение новой аудитории, а во-вторых, на привнесение того самого чутья и прямолинейной личности, с которой легко установить контакт.»
При этом он не единственный всемирно известный человек, который обсуждал с MotoGP инвестиции в команду.
«Мы были поражены интересом людей, желающих присоединиться к спорту», — сказал Эспелета. Один источник сообщил, что серия еженедельно получает звонки от состоятельных групп, заинтересованных в приобретении доли в одной из одиннадцати команд, входящих в сетку.
Семикратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон, Bolt Ventures — семейный офис Дэвида Блитцера, чья компания Harris Blitzer Sports & Entertainment владеет командой НБА «Филадельфия Севенти Сиксерс» и командой НХЛ «Нью-Джерси Девилз» — и легенда «Лос-Анджелес Лейкерс» Пау Газоль — все они проводили переговоры с MotoGP о владении командой, сообщил источник ESPN.
Главным препятствием для привлечения новых инвесторов является нежелание нынешних владельцев команд продавать свои активы. Если спорт реализует свой огромный потенциал роста, активы команд значительно вырастут в ближайшие годы, что делает владельцев менее склонными к выходу из бизнеса и риску упустить потенциальный бум.
Теперь Штайнер получил свою часть MotoGP в лице Red Bull KTM Tech 3, и помимо стремления вывести гонщиков Маверика Виньялеса и Энеа Бастианини на подиум, на него также возложена задача помочь привлечь к серии новую, широкую аудиторию. И скоро, возможно, у него появится дополнительная поддержка.