Сингапур. Нарастающее напряжение в чемпионате пилотов Формулы-1 ярко проявилось в Сингапуре, где в воскресенье вечером главной темой для обсуждения стала вовсе не неожиданная победа Джорджа Рассела или защита титула конструкторов командой McLaren.
Даже ранним утром понедельника контакт между товарищами по команде McLaren, Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри, произошедший на первом круге, подвергался тщательному анализу, рассматривались его возможные последствия для оставшихся шести гонок сезона 2025 года.
С точки зрения гоночных правил FIA, контакт между напарниками был расценен как обычный гоночный инцидент – такой, который часто случается на первом круге Гран-при. В течение минуты стюарды зафиксировали инцидент и решили не проводить расследование, посчитав, что столкновение, не причинившее длительного ущерба ни одному из болидов, не требовало даже заявления после гонки.
Однако в контексте внутренней борьбы McLaren за титул, инцидент оказался гораздо более деликатным. Согласно правилам взаимодействия команды, которые обещают справедливость со стороны командного мостика в обмен на отсутствие контактов между пилотами на трассе, никаких мер предпринято не было. Тем не менее, это пополнение в растущем списке мелких инцидентов и разногласий, которые McLaren вынуждена тонко регулировать по мере приближения сезона к своей кульминации.
Что произошло?
Стартовав с пятой позиции, Норрис отлично начал гонку, агрессивно обогнав Кими Антонелли и направив свой McLaren по внутренней траектории рядом с напарником в первом повороте. Пиастри оставил достаточно места для Норриса во втором повороте, но по мере приближения к третьему повороту, с Максом Ферстаппеном впереди, Норрис оказался в постоянно сужающемся пространстве.
Когда между ними оставались считанные сантиметры, Норрис поравнялся на апексе, но при этом задел заднюю часть болида Red Bull Ферстаппена. В долю секунды этот контакт привел к заносу задней части болида Норриса, что спровоцировало второе столкновение с Пиастри, который осторожно пытался пройти поворот по внешней траектории.
Норрис повредил переднее антикрыло в контакте с Ферстаппеном, но именно столкновение с Пиастри обеспечило ему третье место. С этого момента Норрис выглядел более быстрым пилотом, и после преследования Ферстаппена он финишировал на подиуме, опередив своего напарника, занявшего четвертое место.
«Ну… это было не очень по-командному, но ладно», — сказал Пиастри по радио после контакта. Чтобы убедиться, что его точка зрения была понята, он продолжил резкий радиообмен со своим гоночным инженером Томом Сталлардом.
Круг 3
Пиастри: «Мы нормально относимся к тому, что Ландо меня вытолкнул, или… что там происходит?»
Сталлард: «Оскар, мы этим занимаемся. Я тебе перезвоню.»
Круг 4
Сталлард: «Тебе нужно сосредоточиться на том, что мы можем здесь сделать. Контролируй то, что можно контролировать, приятель.»
Сталлард: «Никаких дальнейших действий от стюардов. Как команда, мы видим, что Ландо пришлось избегать Ферстаппена, поэтому мы не будем предпринимать никаких действий во время гонки. Мы можем рассмотреть это позже.»
Пиастри: «Это несправедливо. Извини, это несправедливо.»
Сталлард: «Оскар, есть возможность обсудить это вместе. Сосредоточься на этой гонке, приятель.»
Пиастри: «Да, но если ему приходится избегать другую машину, врезаясь в своего напарника, то это довольно отвратительная попытка избежать столкновения.»
Какими бы резкими ни казались комментарии Пиастри по радио, они совершенно понятны, учитывая его взгляд на инцидент. С бортовой камеры болида №81 контакт между Норрисом и Ферстаппеном не был виден, и казалось, что Норрис просто потерял заднюю часть машины и врезался в своего напарника.
В сезоне, когда McLaren постоянно подчеркивала золотое правило избегания столкновений — сообщение, которое было четко доведено до Пиастри по радио после нескольких почти произошедших инцидентов с Норрисом на Гран-при Австрии и Венгрии — Пиастри казалось, что агрессивный подход Норриса к первым трем поворотам привел к контакту между напарниками. Даже зная, что Норрис пытался избежать столкновения с машиной впереди, Пиастри по радио подчеркнул, что это не должно происходить за счет столкновения с ним самим.
Но при просмотре полной записи и с использованием ракурсов камер с обеих машин стало очевидно, что Норрис мало что мог сделать, чтобы предотвратить контакт с Пиастри после того, как он задел Ферстаппена.
«Мне нужно еще раз посмотреть повторы, чтобы точно понять, что произошло, — сказал Пиастри после гонки. — Я думаю, главное, что столкновение двух машин — это никогда не то, чего мы хотим. Я пойду, посмотрю это более подробно и тогда сделаю свой вывод».
Для Норриса, которого регулярно критиковали за недостаточную агрессивность на первом круге гонок, пространство по внутренней траектории от Пиастри всегда провоцировало на маневр в третьем повороте.
«Любой на решетке поступил бы точно так же, как я, — сказал он. — Так что, я думаю, если вы вините меня за то, что я просто пошел по внутренней траектории и вклинил свою машину в большой просвет, то, да, я считаю, что вам не стоит быть в Формуле-1.»
«Так что, я не думаю, что я сделал что-то не так. Конечно, я немного неправильно рассчитал, насколько близко я был к Максу, но это гонки. В противном случае ничего не произошло, и я уверен, что все равно оказался бы впереди Оскара, потому что я был по внутренней траектории, а он оказался бы на грязной части трассы снаружи. Так что, конечно, мне нужно пересмотреть инцидент. Мне нужно посмотреть на вещи и понять, мог ли я что-то сделать лучше.»
«Последнее, чего я хочу, это контакта с напарником, тем более что все, что я получаю, это вопросы от [СМИ]. Так что, знаете, я тот, кто не может себе позволить ничего по сравнению с ним. Я подверг бы себя такому же риску, если бы такое произошло. Так что, да, я посмотрю, что я могу с этим сделать в следующий раз, но FIA, очевидно, посчитала это нормальным, и команда тоже. Так что на этом все.»
Почему McLaren не вмешалась?
Независимо от того, чью сторону вы занимаете в этом споре, очевидно, что между двумя пилотами произошел контакт. С прошлого года, когда McLaren впервые раскрыла детали своих «папайских правил», действовало четкое указание: двум пилотам разрешено гоняться, но они должны делать это чисто и без столкновений.
После Гран-при Италии в этом году, когда Пиастри было приказано вернуть позицию Норрису из-за неудачного пит-стопа, стало также ясно, что командный мостик McLaren готов вмешаться, если считает, что пилот получил позицию несправедливым образом. Отсюда следует, что если бы Норрис нечестно получил позицию, столкнувшись с Пиастри, команда могла бы попросить своих пилотов поменяться местами.
На вопрос, почему McLaren не вмешалась, руководитель команды Андреа Стелла ответил, что, по мнению командного мостика, контакт между их болидами был следствием первоначального столкновения Норриса с Ферстаппеном и, по сути, гоночным инцидентом.
«Что касается контакта между нашими двумя пилотами, то этот контакт, по сути, является следствием другой гоночной ситуации, произошедшей между Ландо и Ферстаппеном», — сказал Стелла. «Так что, безусловно, поскольку сам по себе контакт имел место, это приведет к пересмотру и хорошим беседам. Но в тот момент мы посчитали, что этот контакт был скорее результатом другой гоночной ситуации, скажем так.»
«Мы посмотрим, есть ли что-то, что мы можем извлечь или что нам нужно скорректировать в нашем подходе, но я думаю, что это просто приведет к хорошим беседам», — добавил он.
Стелла заявил, что полностью понимает разочарование, выраженное Пиастри по радио, но подтвердил, что McLaren просит своих пилотов открыто выражать свои эмоции по командному радио, а не продолжать гонку с подавленной фрустрацией.
«Очевидно, Оскар сделал несколько заявлений, находясь в машине, — сказал Стелла. — Но именно такой характер мы хотим видеть у наших пилотов — они должны очень четко выражать свою позицию. Это то, что мы от них требуем.»
«В то же время, мы должны смотреть на вещи в перспективе: перспектива пилота, находящегося в болиде Формулы-1 с интенсивностью первого круга. И перспектива, что он, очевидно, просто видел, как Ландо движется на него, но мы знаем, что Ландо на самом деле имел контакт с Ферстаппеном и его занесло на Оскара. Так что у нас будут хорошие обсуждения и конструктивные беседы.»
Что дальше в борьбе за титул?
Важность этих бесед перед следующим этапом в Остине, штат Техас, невозможно переоценить. За шесть оставшихся гонок чемпионата Пиастри теперь опережает Норриса на 22 очка, в то время как Ферстаппен, финишировавший вторым перед обоими McLaren, сократил отставание от Пиастри до 63 очков.
Если эти отрывы продолжат сокращаться, как это происходило в последних трех гонках, внутреннее давление в McLaren будет только усиливаться. Это угрожает усилить нагрузку на гоночные правила команды, которые также должны учитывать растущий список прецедентов и спорных ситуаций.
Стелла полностью осознает давление, под которым находится его команда, и важность того, чтобы к каждому гоночному уик-энду все стороны подходили с единым пониманием.
«Каждый раз, когда мы начинаем беседы с пилотами, мы всегда напоминаем себе, что это сложно, — сказал он. — Потому что это единственный аспект, в котором, когда вы гоняетесь вместе как команда, у вас не может быть абсолютно одинаковых интересов для двух пилотов, ведь они хотят реализовать свои амбиции, и это фундаментальный принцип того, как мы гоняемся в McLaren.»
«Мы хотим защитить концепцию «позвольте им гоняться», — продолжил он. — Мы знаем, что как только вы принимаете эту концепцию, вы сталкиваетесь с трудностями, и мы напоминаем себе об этом, но именно в рамках этого осознания, этого самопонимания, мы развиваем наши беседы.»
«Нужно быть доскональным и подходить к этому с честностью, и я очень горжусь тем, как Ландо и Оскар участвовали в этом процессе до сих пор, потому что, если нам удалось справиться с этими, так сказать, сложными факторами, то это потому, что у нас есть Ландо и Оскар, которые были вовлечены. Они были просто замечательными личностями, отличными участниками, и поэтому до сих пор все было успешно, и, безусловно, мы будем усердно работать, чтобы это было так и в оставшейся части сезона, и в последующие годы, когда мы продолжим гоняться с Ландо и Оскаром.»
Но при всей доброй воле, правила взаимодействия между двумя пилотами имеют свои ограничения. В ситуациях 50/50 каждый будет интерпретировать эти правила в своих интересах и оспаривать их позже. Слишком многое поставлено на карту, чтобы поступать иначе.
С этого момента McLaren будет становиться все труднее выносить решения.