С широко раскрытыми глазами, полными безудержного восторга, Фернандо Алонсо взобрался на переднюю часть своего сине-желтого Renault. Он сжимал кулаки, поднятые к небу, и из его рта вырвался пронзительный крик: «Давай! Давай!» Этот момент стал культовым и ознаменовал поворотный пункт в истории Формулы-1. Двадцать лет назад, 25 сентября 2005 года, Алонсо стал чемпионом мира. Всего в 24 года, уроженец Овьедо, Испания, разрушил привычный порядок в спорте. В его борьбе с Кими Райкконеном из McLaren отсутствовало одно знакомое имя: Михаэль Шумахер, чья серия из пяти подряд чемпионских титулов среди пилотов и шести подряд кубков конструкторов для Ferrari подошла к внезапному и тихому завершению. Третье место на Гран-при Бразилии в Интерлагосе оказалось достаточным для Алонсо, чтобы завоевать титул.
Два десятилетия спустя сам Алонсо настаивает, что запомнил именно тот крик, а не трофей, не вечеринки той ночью в Сан-Паулу или последующие празднества в Европе.
«Это был невероятный момент, непередаваемые эмоции», — рассказал Алонсо. «Внутри это было похоже на облегчение. Огромный груз давления, накопившегося за месяцы до Бразилии, упал с моих плеч, потому что чемпионство становилось все ближе, но ты никогда не можешь быть на 100% уверен, пока это не произойдет. И когда это случилось, это были, возможно, 20 лет моей жизни, сконцентрированные в тех 10 секундах празднования».
Многое говорит о Фернандо Алонсо тот факт, что он до сих пор участвует в гонках. Путь к той ранней вершине был тернист, а тот невероятный крик стал результатом невероятного путешествия.
Испания всегда была страной, увлеченной гонками, но традиционно это были двухколесные виды спорта, а не четырехколесные. С юных лет люди, наблюдавшие за ним, видели его колоссальный талант, но путь из Испании в Формулу-1 был неизведан. Его победа в Венгрии в августе 2003 года стала первой победой испанца на Гран-при Формулы-1 с момента основания чемпионата мира в 1950 году. До него было несколько весьма неприметных испанских пилотов, которые в сумме набрали лишь горстку очков.
Теперь Алонсо стоял на вершине. Пионерский характер его восхождения на вершину сделал этот момент особенно значимым.
«Я помню последние несколько кругов… все, о чем я тогда думал», — сказал он. «В моей голове были все мои дни в картинге, моя карьера в одноместных болидах. Все трудности и вызовы, которые привели меня в Ф-1. А затем и весь сезон 2005 года. Я вспоминал свою семью и своих бабушку с дедушкой. Все, что было в начале моей гоночной карьеры, сконцентрировалось в том моменте радости».
Дебаты вокруг Алонсо и вопрос о его наследии остаются захватывающими. Его до сих пор многие считают самым всесторонним гонщиком современной эпохи, но для многих его талант так и остался не до конца реализованным.
Возможно, вполне уместно, учитывая его долголетие в спорте, что остаток 2005 года — и его чемпионат 2006 года, выигранный после прямой борьбы с Шумахером и снова завоеванный в Интерлагосе, — стерлись из его памяти.
«Я почти ничего не помню из тех полудней и ночей, что очень грустно», — сказал он в подкасте High Performance ранее в этом году, когда подробно размышлял об упущенных титулах с McLaren в 2007 году и с Ferrari в 2010 и 2012 годах. «Когда я оглянусь на свою карьеру, я увижу много хороших вещей, хороших дружеских отношений, невероятных переживаний, но если бы у меня была возможность прожить свою жизнь еще раз, возможно, я бы не менял свои команды, свой выбор, эти титулы с Ferrari, что угодно, я бы изменил отношение, чтобы прожить чуть больше все эти моменты… О чем я больше всего сожалею, так это о том, что не наслаждался своим временем».
Слово «время» является ключевым при обсуждении Алонсо. Сейчас ему 44 года, и он будет гоняться и после своего 45-летия в 2026 году за Aston Martin. Великий гонщик прошлого и настоящего привержен амбициозному и дорогостоящему проекту Лоуренса Стролла, потому что верит, что это команда будущего.
Как долго он сможет продолжать — открытый вопрос, на который даже у него самого нет ответа.
Влияние на испанский автоспорт
ПОБЕДА АЛОНСО ОКАЗАЛА преобразующее влияние на Испанию, вдохновив целое поколение гонщиков. Один из молодых испанцев, увлеченный его достижениями, до сих пор разделяет с ним гоночную трассу. Карлосу Сайнсу, который сегодня выступает за Williams, возможно, не нужна была автоспортивная ролевая модель; его отец, тезка, был одним из немногих испанцев, добившихся успеха на четырех колесах, став двукратным чемпионом мира по ралли в 1990-х годах. Но появление Алонсо оказало мощное влияние на подросткового Сайнса, которое даже его отец не смог бы обеспечить.
«Именно в этот момент я влюблялся в этот спорт, в Формулу-1», — рассказал Сайнс. «Фернандо был главной причиной моей любви к спорту, потому что я стал его большим поклонником. Я помню, как каждый день просыпался и шел к отцу, чтобы включить Формулу-1, смотреть все свободные заезды, все квалификации, все гонки».
«Тот первый чемпионат мира в Испании был огромным событием не только для меня, но и для многих других испанских гонщиков. В то время количество участников во всех картинговых чемпионатах увеличилось с 20-30 до 60-70, потому что мы все хотели быть как Фернандо Алонсо».
Десять лет спустя Сайнс получил возможность воплотить эту мечту в реальность.
«Вероятно, момент, которым я горжусь больше всего, это Испания 2015 года, мой самый первый домашний Гран-при, когда я разделял стартовую решетку с ним. Я помню, как в том году квалифицировался на пятом месте на болиде Toro Rosso, это было довольно неожиданно. А ведь за 10 лет до этого я был именно на этом месте, когда впервые посетил Гран-при. И я приехал на ту гонку, просто желая встретиться с Фернандо и увидеть его вживую».
«Я подумал: `Я это сделал`, и все благодаря тому, что у меня был такой кумир, на которого я равнялся и хотел быть похожим на него. Да, это был великий момент».
В одно мгновение Формула-1 стала не только популярной в Испании, но и тем, чем каждый хотел заниматься. Давний менеджер Алонсо и тогдашний руководитель Renault, Флавио Бриаторе, помнит, насколько все было иначе.
«Фернандо был там всем», — сказал Бриаторе. «В Испании [до него] никогда не было крупного гонщика Формулы-1. Когда мы его взяли, Формула-1 не транслировалась по телевидению. Были только мотоциклы. Он все изменил».
Бриаторе, сыгравший ключевую роль в начале карьеры Шумахера, курируя его первые два титула в Benetton, сразу же убедился в таланте Алонсо. Бриаторе сильно рискнул, подписав с Алонсо долгосрочный контракт на управление, а затем направив его в маленькую команду Minardi в 2001 году. Алонсо сумел проявить свой талант даже в команде аутсайдеров.
«Как только мы посадили его туда, Minardi показала удивительные результаты», — сказал Бриаторе. Затем последовал год в стороне в качестве тест-пилота Renault, прежде чем он получил гоночное место в 2003 году, хотя и за счет другой восходящей звезды.
«После этого у нас был контракт с Дженсоном Баттоном. Я не стал продлевать контракт с Дженсоном, я посадил Фернандо в машину, и вся британская пресса была очень недовольна. Я сказал прессе: `Знаете, расслабьтесь, время покажет, прав я или нет`. Вы кричите об этом и о том, а я был прав. Я был прав».
Бриаторе быстро получил подтверждение своей правоты. Алонсо одержал свою первую победу в гонке в том году, хотя в 2004 году побед не было. Но когда изменение правил изменило расстановку сил и поставило Renault в прямую борьбу с быстрой, но ненадежной McLaren, Алонсо вышел на первое место. Знаменитый момент передачи эстафеты произошел в Имоле в том году в битве с когда-то доминирующей Ferrari Шумахера, когда Алонсо преследовал красную машину до самого финиша перед итальянским флагом.
«Это, очевидно, самая [привлекающая внимание] из моих побед в 2005 году», — сказал Алонсо. «Как ни странно, я до сих пор довольно хорошо помню такие дни, как Имола».
«В субботу я сидел с Флавио. Мы должны были принять решение: менять двигатель и потерять 10 позиций [на стартовой решетке] или оставить тот же двигатель. Но он был поврежден при окончательной проверке, один цилиндр, поэтому велись дебаты о том, что делать с этим двигателем. Возможно, немного уменьшить его мощность, мощность только в этом цилиндре, используя богатую смесь или что-то в топливе, так что в разговоре было много технических деталей. Но в конце концов я был там, и Флавио решил участвовать в гонке с этим двигателем и рискнуть. Очевидно, мы пытались управлять двигателем и мощностью, а также этими изменениями смеси, которые мы могли сделать за счет мощности».
«Но когда у нас был небольшой запас в гонке, мы снизили мощность двигателя. В итоге, он был снижен на вторую половину гонки, и Михаэль сильно давил. К счастью, это была Имола, и обгонять там было трудно».
Из-за регулярных сходов McLaren, Алонсо и Renault в тот день в Интерлагосе в итоге обеспечили себе довольно комфортное чемпионство. Решение Бриаторе сделать ставку на Алонсо, а не на Баттона, было более чем оправдано.
Нынешний руководитель команды Haas, Аяо Комацу, имел опыт работы с обоими гонщиками, сначала в составе British American Racing (куда Баттон перешел в 2003 году), а затем с Renault в 2006 году, в обоих случаях в качестве инженера по шинам в тестовой команде.
«[Фернандо] был просто на другом уровне, совершенно на другом уровне. Он знал, что если дать ему эти шины и сказать: `Хорошо, тебе нужно проехать, скажем, 18-круговой отрезок, но на последних трех кругах я хочу, чтобы ты смог ехать в таком темпе`,… он просто полностью израсходовал бы шины к последнему кругу [именно тогда, когда нужно]. Дженсон не мог этого сделать. Он действительно не мог».
«Я думал, что это предел, даже для гонщика Формулы-1. Но Фернандо, я не знаю, как он это делает, он знает, сколько осталось ресурса у шин. Итак, он будет ехать на определенном уровне, а затем на последних трех кругах он просто `бах, бах, бах, бах`, и в конце сектора шина мертва».
«Итак, это был просто совершенно другой уровень. Я подумал: `Вау, это чемпион мира`. Это стало для меня огромным откровением».
Наследие, стремление к «Тройной Короне» и будущее
ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, что чемпионат, который Алонсо выиграл 20 лет назад в Бразилии, до сих пор составляет половину его карьерных титулов. Алонсо не выигрывал чемпионат с 2006 года и Гран-при с 2013 года — ошеломляющая статистика для гонщика, который считается самым всесторонним в современной истории. Гонщик McLaren Оскар Пиастри, надеющийся повторить его первый триумф в этом сезоне, лучше всего подытожил это.
«Я очень уважаю Фернандо. Я не думаю, что его результаты или статистика даже близко отражают историю его таланта», — сказал пилот McLaren в начале этого года. «Он определенно тот гонщик, чья статистика не раскрывает всей истории его карьеры, и я думаю, что он, безусловно, один из лучших пилотов, которых видел этот спорт».
Как и для Комацу, для тех, кто работал с ним, способности испанца с гоночным автомобилем обладают особым качеством. Нынешний босс Пиастри, Андреа Стелла, также давно связан с Алонсо, будучи его гоночным инженером во время двух мучительных упущенных чемпионатов с Ferrari в 2010 и 2012 годах. До этого Стелла также работал вместе с Шумахером в Ferrari, что дало ему уникальное представление о двух великих современниках.
«Если взять круг качеств, где Фернандо очень силен [во всем], но потенциально не лучший ни в одном из них, я думаю, Михаэль был потенциально лучшим в некоторых из них, но в некоторых других он был слабее Фернандо», — сказал Стелла BBC Sport в 2018 году. «Так что Михаэль был бы больше похож на звезду, тогда как Фернандо — на идеальный круг».
Вот почему за Алонсо так прочно закрепился ярлык «всестороннего». Этот ярлык был подтвержден в прошлом десятилетии, когда, сломленный полным отсутствием конкурентоспособности McLaren Honda, он взялся за уникальное побочное занятие: попытку выиграть «Тройную корону». Для этого ему нужно было добавить победы в Инди-500 и 24 часах Ле-Мана к победам на Гран-при Монако, которые он одержал в 2006 и 2007 годах.
Он мог бы выиграть Инди-500 в 2017 году, когда лидировал в течение 50 кругов, если бы не отказ двигателя в последней трети гонки. С Toyota он затем завоевал Ле-Ман, сначала в 2018 году, а затем снова в 2019 году. Это был тот вид успеха, которого ему не хватало в Формуле-1. В 2020 году он принял участие в печально известном изнурительном двухнедельном ралли «Дакар» протяженностью почти 8000 километров и финишировал 13-м.
Отсутствие успехов Алонсо в Формуле-1 после его титулов с Renault объясняется несколькими причинами: невезением, плохим выбором карьеры или просто плохой техникой. Его внеклассные занятия стали способом напомнить гоночному миру о том, на что он способен. Первое появление Алонсо в Инди-500 было хорошим примером, когда все было организовано относительно быстро, и он все равно сразу же был конкурентоспособен.
«Это была сумасшедшая идея, придуманная мной и Заком [Брауном] в то время», — вспоминал Алонсо. «И у нас почти не было времени на тренировки. В Ле-Мане то же самое, в некотором роде. Это был новый мир, новая машина. Когда, возможно, радости в Ф-1 не было, мне это было нужно. Я как-то глубоко внутри всегда это знал, но было хорошо, что все поняли, что я могу управлять любой машиной на высшем уровне за короткое время».
Когда ему затем задали вопрос, возможно ли это помогло подтвердить его собственный талант в трудные годы, Алонсо рассмеялся: «Моя самоуверенность чрезвычайно высока, так что у меня не было такой проблемы! Возможно, иногда у меня ее слишком много. Я не знаю, есть ли это у других спортсменов, но в моем случае я никогда не сомневаюсь в том, что могу сделать».
Четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен, который недавно пробовал себя в гонках на выносливость, когда не управлял болидами Формулы-1, также является большим поклонником Алонсо.
«Я очень восхищаюсь им, тем, каков он как личность, как гонщик», — сказал Ферстаппен во время Гран-при Азербайджана. «В его возрасте по-прежнему быть таким мотивированным для выступлений в Формуле-1, но в то же время, когда он занимался другими вещами, участвовал в гонках на выносливость, в Дакаре, это довольно безумно. Это показывает, что он просто увлечен гонками. Неважно, это болид Формулы-1 или нет».
Ферстаппен в последнее время переживает полосу успеха, которую многие ожидали от Алонсо в годы после 2005 и 2006 годов.
«Да, он давно не выигрывал, но многие люди никогда не выигрывали гонки Формулы-1, хотя, возможно, могли бы или должны были бы», — продолжил Ферстаппен. «Это часть Формулы-1, к сожалению, не всегда получаешь правильные возможности. В те годы, когда он выигрывал титулы, можно было увидеть его настоящий талант. Это не значит, что скорость ушла или что он больше не быстр, просто машина не позволяет ему. Все равно приятно видеть его рядом, и я очень уважаю то, что он делает».
Неугасимая жажда побед
СЕЙЧАС НЕЯСНО, пополнит ли Алонсо свои 22 поул-позиции, 32 победы в гонках или два чемпионских титула, прежде чем повесит гоночные перчатки. Его удерживает в спорте неутолимое желание побеждать, которое всегда горело в нем.
«Иногда в новостях говорят, что Фернандо было трудно управлять, но это полная чушь, честно говоря», — сказал Бриаторе. «Я совершенно расстраиваюсь, когда слышу это. Фернандо всегда был командным игроком. Он всегда заставлял всех работать вместе. Демонстрация тому — его нынешняя работа в Aston Martin. Машина неконкурентоспособна, но он всегда там, давит. Все знают, что им нужно».
«Он как ротвейлер. Он всегда там. Куда бы ты ни пошел, ротвейлер всегда тебя кусает. Это Фернандо. Так он хочет побеждать».
Алонсо вернулся в Формулу-1 после двухлетнего перерыва с броским слоганом «El Plan» в 2021 году, с миссией выиграть еще один чемпионат. В 2023 году он перешел из Alpine в амбициозный, многомиллионный проект Aston Martin, возглавляемый Строллом, и недавнее прибытие легенды дизайна Адриана Ньюи, а также предстоящие изменения в регламенте Ф1 заставляют всех мечтать о борьбе за чемпионство.
«Это кажется очень возможным, конечно», — сказал Алонсо о перспективах победы в 2026 году. «У нас есть правильные люди и правильные условия. Все инструменты на месте, так что это зависит только от нас. В то же время я понимаю, что Формуле-1 требуется время, чтобы все это собрать воедино».
Как сказал Бриаторе, подписывая Алонсо в Renault в 2003 году, время покажет. Те, кто его знает, говорят, что его талант не уменьшился, даже в середине его сороковых. Возможно, это мера Алонсо, что если он больше никогда не добьется успеха в Формуле-1, он, похоже, доволен наследием, которое он оставит после себя.
На вопрос, каким, по его мнению, может быть это наследие, Алонсо на мгновение задумался. «Я не знаю. Это хороший вопрос», — сказал он. «Я думаю, люди в паддоке, вероятно, будут помнить, что я был всесторонним гонщиком. Я мог управлять разными машинами с разной конкурентоспособностью, всегда на максимуме. В разных категориях, в разных гоночных сериях и старался быть конкурентоспособным во всех из них. Так что этого, вероятно, достаточно для меня, и это уже очень хороший комплимент».
«Но для внешнего мира, я думаю, меня очень быстро забудут. Как и всех остальных. В паддоке нет никого, даже Льюиса [Хэмилтона] с семью чемпионствами, кто через четыре-пять лет [без активных гонок] не исчезнет из поля зрения, люди просто сосредоточатся на новом поколении. Так всегда бывает».
Кажется, в Алонсо есть некое спокойствие, даже если его карьерная статистика по сравнению с другими великими гонщиками современной эпохи кажется неправильной. Его часто называют самым невезучим гонщиком этого поколения, хотя он придерживается философского подхода к этому вопросу.
«Удача, неудача… Думаю, это было 50 на 50, честно говоря», — сказал Алонсо. «Дело в том, что когда ты проезжаешь более 400 гонок, есть много гонок с удачей и много гонок с невезением. Но я думаю, все компенсировалось, и даже когда я поехал в Ле-Ман, второй Ле-Ман, мы отставали от лидера на две минуты за час до конца, а затем у них был прокол, затем колесо было неправильно установлено, затем у них был двойной пит-стоп… затем я выиграл второй Ле-Ман. Это была большая удача для нас. Все компенсировалось».
Но, заканчивая свой ответ, Алонсо сказал это лучше, чем кто-либо другой, то, что он и многие другие фанаты Формулы-1 надеются однажды исправить:
«Но [то, что прошло] более 20 лет [с моего чемпионства] и, возможно, более 10 лет с момента моей последней победы на Гран-при Ф1… это звучит как-то неправильно для меня».