Победа Ферстаппена в Баку: McLaren слышит «Челюсти»

Новости спорта » Победа Ферстаппена в Баку: McLaren слышит “Челюсти”
Preview Победа Ферстаппена в Баку: McLaren слышит «Челюсти»

Баку, Азербайджан — Макс Ферстаппен в очередной раз продемонстрировал свой выдающийся талант. Его стабильное мастерство делает перспективу борьбы за титул 2025 года, несмотря на отставание в 69 очков за семь оставшихся гонок, менее невероятной, чем для любого другого пилота.

Безупречный уикенд Ферстаппена на Гран-при Азербайджана, включавший поул, быстрейший круг и победу, контрастировал с хаотичным и полным ошибок уикендом для McLaren. Лидер чемпионата Оскар Пиастри выбыл из квалификации, а затем и из гонки на первом круге, не набрав ни одного очка. Его напарник и соперник по титулу Ландо Норрис, казалось, упустил прекрасные возможности укрепить свои позиции как в субботу, так и в воскресенье. Кроме того, команда допустила задержку на ключевом пит-стопе второй уикенд подряд. Это был тревожно неаккуратный уикенд для команды, доминировавшей большую часть сезона.

После квалификации Ферстаппена, когда он отставал на 94 очка, руководитель McLaren Андреа Стелла заявил, что уверен в его участии в борьбе за титул. Сутки спустя он подтвердил свои слова.

«Определенно, Макс является претендентом на чемпионский титул среди пилотов», — сказал Стелла. «Мы это знали и сегодня получили подтверждение».

На бумаге, математика могла бы говорить об обратном. Победа Ферстаппена и отсутствие очков у Пиастри сократили его отставание до 69 очков от австралийца и 44 от Норриса, который финишировал седьмым после очередного разочаровывающего выступления. Оба разрыва огромны, учитывая, что победа приносит 25 очков, но Ферстаппен за две последние гонки отыграл 35 очков у Пиастри.

Ферстаппен не стал развивать тему своего нового статуса претендента на титул.

«Осталось семь гонок, и это все еще 69 очков? Это много», — сказал он в воскресенье вечером. «По сути, с моей стороны все должно пройти идеально, и мне понадобится немного удачи с их стороны, так что это все еще очень сложно».

Ферстаппен — огромный аутсайдер, и у него есть все основания скептически относиться к тому, что его внезапно называют претендентом на титул. Чтобы это стало реальностью, в следующих нескольких гонках должна появиться определенная закономерность результатов. Но то, что Формула-1 вообще ведет такой разговор, многое говорит о том, как спорт воспринимает Ферстаппена.

Недавние выступления заставили соперников, таких как Фернандо Алонсо и Габриэль Бортолето, говорить о четырехкратном чемпионе мира так, будто он с другой планеты. Аура, которую он создал вокруг себя в последние годы — особенно в 2024 году и большую часть этой кампании, с сильными выступлениями на машинах, которые считаются трудными в управлении — означает, что его нельзя полностью списывать со счетов. Формула-1 уже видела, как Ферстаппен совершал длительные серии побед — включая рекордную серию из 10 гонок в 2023 году — и любой подобный всплеск уверенно сделает его «темной лошадкой» в оставшейся части сезона.

Но, что еще более критично для McLaren, тот факт, что статус Ферстаппена как «темной лошадки» имеет какую-либо легитимность, говорит о другом. Несмотря на победу в Кубке конструкторов в прошлом году (который команда сохранит в ближайшие месяцы) и борьбу между Пиастри и Норрисом в этом году, это наводит на мысль, что идея хрупкости McLaren также не является надуманной. Баку ощущался как точка сильного давления, и команда не справилась. То, как Пиастри, Норрис и McLaren в целом отреагируют сейчас, во многом определит, как будет выглядеть чемпионат дальше.

Нервы McLaren в борьбе за титул?

Два претендента на титул от McLaren выглядели не лучшим образом большую часть уикенда. Нехарактерно полный ошибок уикенд Пиастри в Баку стал настоящим сюрпризом. Редко можно увидеть, как лидер чемпионата так сильно оступается.

Несмотря на то, что он набрал на шесть очков больше, чем его товарищ по команде и соперник (сократив преимущество Пиастри до 25 очков), уикенд Норриса каким-то образом ощущался хуже. Это мало что сделало для того, чтобы развеять репутацию англичанина, который, кажется, пасует, когда ставки высоки.

Справедливая оценка двух пилотов McLaren в этом году заключалась в том, что, хотя ни один из них не был регулярно быстрее другого, один (Пиастри) определенно был менее склонен к ошибкам. Вот почему ужасный уикенд Пиастри ощущался как прекрасная возможность для Норриса. Разница в очках должна была быть гораздо большей, особенно учитывая смешанную стартовую решетку, которую принесла безумная квалификация в субботу. Либо с лучшим кругом в квалификации, либо с более сильной гонкой после вылета Пиастри, Норрис мог бы полностью изменить динамику борьбы за чемпионат.

Норрис не любит размышлять об упущенных моментах. Когда ESPN спросил его, ощущается ли уикенд как упущенная или использованная возможность, поскольку на исход можно смотреть по-разному, он ответил: «Я делаю все, что могу, в каждой гонке. Если посмотреть на это так, каждая гонка, которую я финишировал вторым или хуже в этом году, была упущенной возможностью. Мне все равно, как на это смотрят люди».

Возможно, многое говорит тот факт, что ровно 12 месяцев назад, когда McLaren был оснащен более быстрой машиной, Норрис покинул Гран-при Азербайджана с отставанием в 69 очков от Ферстаппена. В отличие от сегодняшнего дня, не было никаких сомнений в динамике на трассе: Red Bull рушился, а McLaren и Ferrari стали машинами, которые нужно было побеждать. Несмотря на это, чемпионская угроза Норриса никогда не казалась реалистичной, даже когда отставание сокращалось в последующих гонках. Сравните это с тем фактом, что даже босс собственной команды Норриса допускает, что Ферстаппен является претендентом, отставая на то же расстояние, и это многое говорит о различном восприятии двух пилотов.

Многое, вероятно, будет истолковано по настроению Пиастри в воскресенье вечером. Австралиец казался очень спокойным, учитывая, как прошел его уикенд. Проведя некоторое время, сидя на внешней стороне 5-го поворота и наблюдая за гонкой по мобильному телефону, Пиастри вернулся в медиа-зону в относительно приподнятом настроении. Он признал, что плохой круг Норриса в Q3 в субботу означал, что «могло быть и хуже», и именно так он вел себя и в воскресенье вечером. Его внимание было сосредоточено скорее на том, чтобы оставить небрежный уикенд позади.

«Никогда не чувствуешь себя прекрасно после такого уикенда, но в конечном итоге я чувствовал, что темп все еще был хорошим», — сказал Пиастри. «Думаю, редко у меня бывает так много исполнительских ошибок, поэтому я очень сосредоточен на том, чтобы забыть об этом.

«Ничего особенного не произошло. Зависит от того, как вы хотите на это посмотреть. Для меня, если бы я чувствовал себя в совершенно другом настроении, тогда было бы легче свалить вину на это. И также это была бы проблема, которую нужно исправить, я думаю. Этот уикенд ощущался как любой другой уикенд, просто, к сожалению, было слишком много ошибок от начала до конца».

Стелла отметил, что Пиастри уже казался совершенно спокойным по поводу уикенда к тому моменту, когда они разговаривали. Стелла, который долгое время работал с великими талантами Формулы-1, будучи инженером в Ferrari в начале своей карьеры, сравнил уикенд австралийца с уикендами одного из величайших гонщиков всех времен.

«Я работал с многократными чемпионами, и в сезоне — каждом сезоне, даже самом доминирующем — даже одним из лучших гонщиков в истории Формулы-1, таким как Михаэль Шумахер, я видел подобные события», — сказал Стелла. «События, в которых вы максимально извлекаете [из уикенда] урок, потому что по некоторым причинам все становится сложно, и как только вы ошибаетесь в оценке доступного сцепления, вы сильно наказываетесь.

«Итак, это был разовый уикенд, в котором все пошло не так, и в конечном итоге он получил опыт, который нужно переосмыслить. Неудивительно, что это не исключение, и нам не стоит беспокоиться, потому что это случалось практически со всеми чемпионами, даже с теми, у кого лучший послужной список».

Стелла прав, никто не может быть безупречен всегда, но тот, кто так часто безупречен, — это человек, которого он назвал новым претендентом на чемпионский титул: Ферстаппен.

Ферстаппен на подъеме

Комментарии Стеллы о том, что Ферстаппен участвует в борьбе за чемпионство, возможно, были направлены на то, чтобы перефокусировать его собственную команду так же, как и на что-либо еще.

Уверенные двойные победы Ферстаппена в Монце и Баку ощущались как первое серьезное внешнее давление, которое McLaren ощущал в течение нескольких месяцев. Ферстаппен был «третьим лишним» в борьбе за титул на короткое время в начале года, но он не побеждал между Имолой в апреле и Монцей в начале этого месяца. В течение этого периода большая часть драмы, с которой столкнулся McLaren, находилась в рамках его собственной внутрикомандной борьбы пилотов: тонкая грань, по которой он шел, пытаясь обеспечить справедливость между своими двумя пилотами, столкновение Норриса с Пиастри в Канаде, необходимость сдерживать Пиастри после почти столкновений с Норрисом в Австрии и Венгрии, сход Норриса в Нидерландах, а затем фиаско с последовательностью пит-стопов, медленными остановками и обменом позициями между парой в Монце две недели назад, и это лишь некоторые из них.

Сочетание скачка Red Bull на трассе, в значительной степени приписываемого новому днищу, представленному командой на Гран-при Италии, и убедительного характера двух побед Ферстаппена с тех пор, ощущается как кто-то, кто поставил музыкальный автомат у гаража McLaren, включил культовую тему из «Челюстей» и медленно увеличивает громкость. Ферстаппен кружит вдалеке, и теперь, после Баку, в воде есть кровь. Не много, но для пилота с хладнокровием, как у Ферстаппена, этого достаточно.

Он никогда не был склонен к громким заявлениям, и вы не найдете его размышляющим о чемпионской картине еще какое-то время.

«Я не полагаюсь на надежду», — сказал он в воскресенье вечером. «Я просто иду от гонки к гонке, что я делал в течение всего сезона — просто стараюсь сделать все возможное, стараюсь набрать как можно больше очков. А потом, после Абу-Даби, мы узнаем».

К счастью для Ферстаппена, Red Bull и фанатов Формулы-1, нам не придется ждать до заключительного Гран-при Абу-Даби, чтобы узнать, насколько оправданы опасения Стеллы. Следующая гонка, Гран-при Сингапура, имеет редкое отличие в Формуле-1 как место, где Ферстаппен никогда не выигрывал. Это была неудачная трасса для команды из Милтон-Кинс; победа Серхио Переса там в 2022 году была настолько нетипичной, что помогла укрепить его старую репутацию короля городских трасс.

«Надеюсь [Ферстаппен — претендент на титул], но я подумаю об этом после Сингапура», — сказал советник Red Bull Racing Гельмут Марко австрийскому каналу ORF в воскресенье. «Если мы будем конкурентоспособны в Сингапуре, тогда, возможно, мы сможем начать мечтать. Это не только высокая прижимная сила, там всегда чертовски жарко, что нашей машине тоже, похоже, не очень нравится. Так что это будет настоящим показателем того, где мы находимся».

Если Red Bull победит в Сингапуре, вам действительно придется поверить Стелле на слово. Идея о том, что Ферстаппен будет доминировать с этого момента до конца календаря, не будет нелепой: он настолько хорош, и он был настолько хорош так долго. Ферстаппен — это тот талант, который может стать непобедимым очень быстро в правильной машине.

Что касается досадного отставания в 69 очков, у Ферстаппена есть кое-что в запасе, чего нет ни у одного пилота McLaren: он вряд ли потеряет очки из-за своего товарища по команде в ближайшее время. Сочетание того, что Red Bull внезапно стал машиной, которую нужно побеждать, и борьбы Пиастри и Норриса друг с другом без серьезных ограничений узаконило бы идею о том, что Ферстаппен находится в гонке, давая ему регулярные возможности значительно сократить отставание.

Это все еще кажется фантастикой, но когда вы упоминаете имя Ферстаппена, вы понимаете, почему эта музыка должна звучать все громче и громче в голове Стеллы.

McLaren прибыл в Азербайджан, надеясь досрочно выиграть Кубок конструкторов, что стало бы самым ранним завоеванием титула в истории. Этот чемпионат уже в кармане на еще один год, пусть и не официально, но покидая Баку, команда уносит с собой слабую мишень на спине и нарастающую тень Ферстаппена. Гонка в Сингапуре будет незабываемой.