Международная автомобильная федерация (FIA) объявила о «тепловой опасности» на предстоящем Гран-при Сингапура. Это означает, что гонщикам Формулы-1 будет предложено использовать охлаждающие жилеты для борьбы с экстремальными температурами и высокой влажностью, прогнозируемыми на эти выходные.
Поскольку ожидается, что температура воздуха достигнет 31°C, а влажность превысит 75%, это первый случай, когда директор гонок Формулы-1 Руи Маркес применил такое правило.
Согласно правилам Ф1, при объявлении «тепловой опасности» минимальный вес болида увеличивается на пять килограммов. Это сделано для того, чтобы разместить оборудование, необходимое для работы жидкостных охлаждающих жилетов, которые будут носить гонщики.
Гонщики по-прежнему имеют право отказаться от использования жилета, но в этом случае им придется добавить дополнительный балласт в свой автомобиль, чтобы те, кто решит использовать жилет, не оказались в невыгодном положении по весу.
Правило о «тепловой опасности» было введено после Гран-при Катара 2023 года, который также проходил в условиях сильной жары и высокой влажности. Тогда пилот Williams Логан Сарджент сошел с дистанции из-за плохих условий, а Лэнс Стролл потерял сознание возле своего болида после гонки, будучи на грани обморока на скоростных поворотах.
Обычно за двухчасовую гонку в Сингапуре гонщик теряет до трех килограммов веса тела из-за пота, что эквивалентно потере трех литров жидкости. В зависимости от начального веса пилота, который может варьироваться от чуть более 60 килограммов для невысоких гонщиков до 75 килограммов для более высоких, они теряют от 4% до 5% своего веса к концу гонки.
Как работают охлаждающие жилеты и каковы их недостатки?
Система охлаждения работает за счет перекачивания специальной охлаждающей жидкости по тонким трубкам, вшитым в жилет.
Ранее гонщики жаловались, что соединительный клапан насоса, изначально расположенный сбоку жилета, вызывал дискомфорт в сочетании с высокими перегрузками, которые испытывают пилоты Ф1. На некоторых жилетах коннектор был перемещен для поиска более удобного положения, но толстый материал и трубки также оказывались громоздкими под огнеупорным комбинезоном гонщика.
Существуют также опасения по поводу надежности некоторых систем и вероятности того, что сбой может привести к обратному эффекту: жилет вместо охлаждения начнет действовать как теплоизолятор.
«Командам удается улучшать их работу с каждым разом», — отметил Карлос Сайнс, пилот Williams. «Вначале они работали более или менее полчаса. Надеюсь, теперь вся система сможет работать хотя бы час.
Это двухчасовая гонка. Я проехал ее в Сингапуре 10 раз. Если он сломается или не сработает, я не волнуюсь. Я проеду гонку и выйду свежим, как всегда. Но если он работает, это лучше, потому что тогда ты страдаешь немного меньше», — добавил Сайнс.
Что говорят гонщики?
Охлаждающие жилеты разрабатывались командами и специализированными поставщиками в течение последних двух лет, и некоторые пилоты уже использовали эту технологию на гонках, где не объявлялась «тепловая опасность».
«Мы уже несколько раз использовали охлаждающий жилет для пилотов в этом сезоне на жарких гонках», — сказал Джордж Расселл. «Не все находят верхнюю часть удобной, но, думаю, некоторым она подходит больше, чем другим.
И, конечно, со временем вы сможете настроить его под свои предпочтения. Но сама концепция хороша.
Когда вы гоняетесь при 90% влажности, а в кабинах температура достигает 60 градусов, это сродни сауне внутри машины. Так что, я думаю, мы все приветствуем это», — добавил Расселл.
Семикратный чемпион Льюис Хэмилтон назвал жилет неудобным. «Я никогда его не использовал, но попробую», — сказал он в четверг. «Он довольно неудобный.
Он сильно чешется, так что я не уверен, что захочу ехать в чешущейся майке».
Пилот Sauber Нико Хюлькенберг рассказал, что убедился в необходимости носить жилет в Сингапуре после совместного перелета с Алексом Албоном после Гран-при Саудовской Аравии. Тогда пилот Williams использовал жилет, а Хюлькенберг — нет.
«После Джидды я был полностью измотан после гонки», — сказал Хюлькенберг. «Было чертовски жарко. А рядом со мной в самолете сидел Алекс [Албон], он использовал эту штуку и был свеж как огурчик. Так что я сказал: в следующий раз я тоже буду ее использовать».